Воспитательная система

Воспитательная система лицея охватывает весь педагогический процесс, объединяя:
1) обучение;
2) внеурочную жизнь детей;
3) разнообразную деятельность;
4) общение за пределами лицея.

Воспитательная система направлена на создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях, укрепление и развитие воспитательного потенциала  лицея на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Воспитательная система включает работу ученического самоуправления и оказание педагогической помощи детским организациям.

Воспитательная служба - это многоуровневая психолого-педагогическая система, помогающая формировать творчески активную, созидательную личность.

Целью воспитательной службы является:

  • Создание оптимальных условий для подрастающего поколения и удовлетворение каждым ребенком личных потребностей;

  • Создание условий для развития самостоятельной творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Основными задачами деятельности воспитательной службы являются:

1) Интеграция работы по основным направлениям воспитательной деятельности:

  • гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
  • реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности;
  • развитие творческого потенциала и социального опыта;
  • формирование культуры безопасности жизнедеятельности и пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика и предупреждение асоциального поведения;
  • получение ребенком дополнительных знаний, умений, навыков, не установленных учебным планом;
  • формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

2) Усовершенствование системы психолого-педагогического сопровождения учащихся и их семей.

3) Расширение социальных связей школы в процессе освоения социокультурного пространства.

4) Привлечение к решению воспитательных задач родителей обучающихся, а также иных единиц системы соуправления.

Предметом деятельности воспитательной службы является:

  • Выявление и развитие способностей обучающихся;
  • Консультирование родителей по вопросам педагогики, общей и возрастной психологии, психологии семьи и образования;
  • Разработка, апробация и внедрение новых воспитательных программ;
  • Организация досуга обучающихся, проведение культурно-массовых мероприятий.

Состав и организационная структура воспитательной службы.

В состав воспитательной службы входят заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, классные руководители, воспитатели, педагог- психолог, библиотекарь, медицинские работники, организаторы спортивно-оздоровительной работы в лицее, представители родительского комитета.

Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только организация досуга обучающихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Иными словами ученическое самоуправление помогает обучающимися приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Молодёжь – это своего рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания для активной деятельности обучающихся. Это возможно только при наличии органов ученического самоуправления. Таким органом в лицее является Совет лицеистов, цель которого - реализация интересов и потребностей обучающихся.

Деятельность Совета основана на принципах добровольности, творческой активности, самодеятельности и активной гражданской позиции. Для того чтобы организовать занятость учащихся во всех направлениях, создано 6 секторов: «Досуг», «Волонтеры», «Дисциплина и порядок», «Спорт», «Память», «Пресс-центр». Возглавляют сектора не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса лицеисты.

Наши традиции

Традиции – это то, что делает образовательное учреждение неповторимым, родным и  близким для тех, кто в нем учится, и тех, кто учит. К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Наличие традиций – это признак зрелого образовательного коллектива.

Лицей существует более четверти века, и сложившиеся за эти годы традиции сделала его особым, отличным от других учебных заведений Смоленской области. Лицейские традиции являются прочным звеном, которое объединяет учителей, обучающихся, выпускников и родителей. Влияние традиций мы чувствуем и в праздники и в повседневной лицейской жизни.

Каждое традиционное мероприятие имеет свою историю. В лицее накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание обучающихся, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. Сохранение традиции совершенно невозможно, если новое поколение не поддерживает тех начинаний, которые осуществляло старшее поколение.

Традиции способствуют сплочению лицейского коллектива,  воспитывают чувство гордости, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Они влияют на формирование таких черт как ответственность, обязательность, организованность, честность, чувства сопереживания, уважения к окружающим людям, они делают жизнь лицейского коллектива более интересной и разнообразной.

Воспитательные дела

Воспитательные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, игры, экскурсии и встречи с сотрудниками различных видов деятельности, организуемые для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательные мероприятия строятся по сравнению с занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности обучающихся.

Цель воспитательных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития личности каждого ребенка. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении обучающихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Цель и задачи воспитательных мероприятий определяют их функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция воспитательного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций, и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и т.д.

Правильное сочетание воспитательной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Воспитательное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана.

Огромное значение в воспитательной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов обучающихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание воспитательного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.

Специфика содержания воспитательного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании воспитательного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание воспитательной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. В воспитательной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных общественных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Иными словами, осваивают ту или иную область социального опыта.